WELCOME, Cane Corso Italiano!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » WELCOME, Cane Corso Italiano! » Дрессировка, психология и поведение » О дрессировке и зоопсихологии.


О дрессировке и зоопсихологии.

Сообщений 1 страница 16 из 16

1

Может быть кому-то будет интересно почитать- это выдержки из книги Криволапчук Н.Д
(зоопсихолог преподаватель Санкт-Петербургской Академии ветеринарной медицины)
Я переписывалась с ней,когда у меня была Дуня, -девочки с форума булек-дали ссылку на ее форум, и т.д.
Я с чем-то здесь согласна, с чем-то нет.Тем более на сайте присутствуют зоопсихологи- интересно и их мнение! :D Многие все знают сами, а кто-то только начинает вникать...
(администраторы , посмотрите- нужна эта тема или удалить..) :D

ДРЕССИРОВКА И ОБУЧЕНИЕ СОБАКИ
Сознаюсь честно, в первые годы своей практики зоопсихолога я не любила разговоров, начинающихся с того, где и как дрессировать собаку. Я тут же начинала долго и нудно объяснять, чем наша работа отличается от дрессировки, и сама прекрасно отдавала себе отчет в том, что моему собеседнику нужно от меня вовсе не это. Больше того, я понимаю, что этим-то стремлением настаивать на отличиях дрессировки от психологии я и восстановила против себя многих специалистов по дрессировке – из тех, кому лень и неохота задумываться о более глубоких процессах, стоящих за их собственной работой.
Только, ради Бога, не принимайте эти мои слова за публичное покаяние. Я завела речь об этом вовсе не для того, чтобы посыпать главу пеплом, а с единственной целью – рассказать Вам не только об отличиях целей, задач и методов, но и о том, почему ни одна работа зоопсихолога без нее, дрессировки, никак не обходится. Оговорюсь сразу: я буду рассуждать, разумеется, о хорошей дрессировке.
Вопрос первый: зачем нужна дрессировка?
Если отвлечься от содержания разных программ дрессировки и выделить их общий и универсальный смысл, то останется вот что. Дрессировка – это разучивание тех или иных стандартных и строго регламентированных действий, выполняемых по требованию хозяина. По умолчанию считается еще, что суть дрессировки состоит в выработке условных рефлексов, в которых стимулом является команда, а реакцией – определенные действия собаки. Смысл любых разученных и отработанных стереотипных навыков, независимо от способов их формирования, состоит в экономии усилий и времени: там, где лучше не думать, нужно и можно мгновенно сделать то, что уже оправдало себя опытом индивидуума или целых поколений.
Дрессировка, и только она, тренирует и делает весьма активным сам механизм формирования и приведения в действие подготовленных заранее действий, которые оказываются наилучшими для жизни. Вы ведь понимаете, что тренированный бегун куда успешнее догоняет уходящий от остановки автобус, чем я, грешная. И не для того ли мы сотнями решаем в школе математические задачи? Не затем ли будущий водитель в автошколе учится "топтать педали", не глядя на них? Прошу Вас заметить: я имею в виду не только то, что мы привыкли называть дрессировкой "на послушание", но и любые специальные службы, и защитные курсы. К слову, я терпеть не могу, когда их называют "злючкой" – просторечие просторечием, но за этим стоит и понимание сути дела.

2

Вопрос второй: что такое условный рефлекс? Ведь на этом понятии больше, чем наполовину строится принятая у нас теория дрессировки.
В специальной литературе существует множество определений рефлекса и инстинкта, но, пожалуй, самое емкое и точное принадлежит В.М.Бехтереву. Он описал рефлекс как жесткую однозначную связь между стимулом и реакцией. Если эта связь задана врожденными механизмами, то это безусловный рефлекс. Если же она формируется прижизненно, в приобретаемом живым существом опыте, то ее относят к условным рефлексам. С одной стороны, это определение существенно расширяет "дрессировочное" понимание рефлекса, поскольку и в качестве стимула, и в качестве реакции может выступать что угодно. Так, например, стимулами могут служить любое внешнее событие, собственное состояние, чье-то действие, а реакцией может стать не только действие, но и бездействие, а что еще важнее – эмоция. С другой стороны, словами о жесткой и однозначной связи замечательный ученый четко отграничил рефлекс от любых произвольных действий, предполагающих выбор вариантов.

Добавлено (02.02.2009, 17:08)
---------------------------------------------
Вот этим пониманием и определяется роль рефлексов в поведении любого живого существа. Мне остается добавить еще лишь одно примечание: жестких и однозначных связей между стимулом и реакцией в природе не так уж много. Реализация этих связей в большинстве своем носит вероятностный характер, потому что опосредуется многими и многими условиями, как объективными, так и субъективными. Иными словами, у любого живого существа может быть множество причин, по которым условно-рефлекторная связь попросту не срабатывает, а возможно, превозмогается другими связями.
По ходу дрессировочной работы в центральной нервной системе очень часто возникает ситуация, которую И.П.Павлов характеризовал как "сшибку рефлексов". Другими словами, это конфликт мотиваций, каждая из которых вызывает в нервной системе мощные процессы возбуждения и торможения. Простейший пример – навык "отказа от предложенного или найденного корма", тут и пояснять нечего. Но эта же ситуация возникает почти в каждом действии: скажем, при подзыве хозяина собаке кажется более уместным (желанным, нужным) играть с приятелями, наблюдать за подкрадывающимся хулиганом и т.д., и т.п. При команде "Сидеть" нервная система, возбужденная предшествующим движением или присутствием других собак, а то и не очень умелыми действиями и криками инструктора и хозяина, вызывает к жизни безусловный рефлекс – движение с целью разрядки. На сдерживание этого конфликта уходит огромное количество нервной энергии, и неизвестно еще, какая мотивация победит. И такие примеры я могу приводить во множестве, почти неисчислимом.
Вопрос третий: где на самом деле осуществляется дрессировка?
Давайте отдадим себе отчет в том, что дрессировка не начинается на специальной площадке, под руководством инструктора, и не заканчивается, когда Вы с собакой оттуда уходите. Взяв в дом щенка, Вы первым делом учите его простейшим вещам: где ему спать, где есть, как Вы (Вы, а не заводчик, навсегда оставшийся в прошлом!) будете подзывать его на кормежку. Чем не дрессировка? Все перечисленные мною способы Вашего взаимодействия со щенком целиком и полностью укладываются в понятие условных рефлексов. Не стану и перечислять все более развитые действия, которых Вы начинаете требовать от собаки, как только выходите с ней на улицу. Подчеркиваю: это касается абсолютно любой собаки! Независимо от породы, назначения и предполагаемых умственных способностей. И все самое главное, что нужно для Вашей, а не соседской жизни с собакой, закладывается никак не на дрессировочной площадке, а дома, во дворе и на улице. Не случайно во многих и многих случаях собака, выходящая с дрессировочной площадки с целым "иконостасом" наградных жетонов, тут же начинает вести себя так, словно ни одной команды в жизни не слышала!
Тут на первый план выходит важнейшая, наверное, цель дрессировки – сформировать нужное нам поведение собаки. А это не то же самое, что выучить команды и сформировать соответствующие условно-рефлекторные дуги в центральной нервной системе. В любой реальной ситуации вступают в игру уже не команды и навыки по отдельности, а правила их применения. И даже если привлекать такие понятия, как "сложные динамические стереотипы" (это большие комплексные программы, включающие несколько простых действий), ими всего не объяснишь и не охватишь. Значит, одной из самых жизненных целей дрессировки становится отработка правильного хода мысли и критериев принятия решений. Есть научный метод, позволяющий добиться этого – это метод "оперантного обучения". Жаль только, что он существует больше на научно-теоретических правах, а в дрессировочной практике до сих пор остается этакой экзотической диковиной, будто бы не всем и не очень-то нужной.

Добавлено (02.02.2009, 17:09)
---------------------------------------------

Добавлено (02.02.2009, 17:32)
---------------------------------------------
Вопрос четвертый: помогает ли дрессировка установлению правильных отношений с хозяином? Ведь именно эту цель имеет в виду большинство хозяев собак, ожидающих от "собачьей школы" помощи в решении практических проблем.
Ответ на этот вопрос непосредственно зависит от того, как понимаются эти правильные отношения. Не стану возвращаться к обсуждению пресловутого доминирования и к тому, должна ли собака при любых обстоятельствах слушаться хозяина. Пройдя со своими собаками множество разных дрессировочных курсов у разных (чаще – хороших и опытных) инструкторов, дрессируя сама и помогая дрессировать другим, я убедилась в том, что в дрессировке хозяин доказывает собаке две важных вещи: (а) слушаться надо потому, что хозяин всегда лучше знает, что и как надо делать; (б) у хозяина всегда есть способ добиться своего, причем без конфликта и ответного протеста со стороны собаки. А если это получилось, то дальше уже почти что все равно, какая команда подается и каким способом – для того, чтобы ее не выполнить, собаке нужны действительно веские причины.
Только для достижения этой цели есть обязательные требования к хозяину, первейшее из которых состоит в полном и непоколебимом спокойствии. Животные точно знают: все эмоции разыгрываются тогда и только тогда, когда неизвестно, что делать и удастся ли достичь нужного результата. Тому, кто ощущает свою силу и владеет ситуацией, по их мнению, волноваться нечего. Зная это, станете ли Вы повышать голос при работе с собакой? Тем более, что резкий и высокий тон голоса (у нас он автоматически становится таким при крике, особенно у женщин) соответствует в их языке растерянности и панике.

Добавлено (02.02.2009, 17:32)
---------------------------------------------
По той же причине не вздумайте нежно уговаривать собаку выполнить Ваше требование! Во-первых, говоря словами анекдота, "какой Вы после этого авторитет", а во-вторых, обычный тон наших уговоров тоже чрезмерно эмоционален. Вы что, сами не уверены в том, что Ваши требования единственно верны? Нет, хозяйское решение, когда оно уже принято, а следовательно, хозяйская команда, когда она уже подана – это истина в последней инстанции. Не допускайте никаких сомнений в этом, ни у себя, ни у собаки!
Второе обязательное для хозяина условие – это изобретательность и умение подстроить неприятный для зверя результат, который сделал бы неправильное поведение нецелесообразным. Есть масса способов научить собаку ходить рядом с хозяином (важнейшее, доложу я Вам, умение). Проверено многократно: лучше дать собаке, отклоняющейся от курса, запутаться поводком в кустах или обмотаться вокруг столба, чем ежесекундно дергать (еще хуже – непрерывно тянуть) тот же поводок. Живое существо в природе оценивает правильность и пользу поведения по его результату: бихевиористы прекрасно доказали, что действия, не дающие результата или приводящие к отрицательному результату, не повторяются. А вот хозяйские тумаки и оплеухи не воспринимаются как естественный результат, и понятно почему. Прежде, чем хозяйская оценка поведения станет действенной, собака должна убедиться, что хозяин всегда прав с точки зрения общего и ее собственного блага. Вот Вам и заколдованный круг!

3

Добавлено (02.02.2009, 17:33)
---------------------------------------------
Третье условие, уже чисто практическое – своевременность и точная дозировка одобрения и неудовольствия. Я давно убедилась в том, что мы частенько вообще забываем похвалить зверя, хотя никогда не забываем отругать. И хвалим скупо, а ругаем от всей души. Так уж устроена человеческая душа! Но должен же наш питомец знать, что хорошо, что плохо, чего, в конце концов, мы от него добивались. А звериная логика такова, что любое наше действие собака воспринимает только как относящееся к ее сиюминутному поведению. Есть, конечно, способы объяснить собаке человеческую логику так называемой "отложенной оценки", но в двух словах мне о них все равно не рассказать. Придется Вам поверить мне, что выругать собаку за пакости, какие она натворила в отсутствие хозяина дома, вполне можно. И не обидится, и поймет, что к чему относится. Но в процессе воспитания зверя главнейшее правило таково: все хорошее происходит только в момент хорошего поведения; плохое – только в момент плохого поведения.

Добавлено (02.02.2009, 17:33)
---------------------------------------------
А все конкретные воплощения этого принципа Вам покажет Ваш инструктор: хвалить ли за посадку собаку, которая уже успела вскочить; ругать ли за пакости собаку, подошедшую к Вам на подзыв; стоит ли всю дорогу домой читать нотации собаке, которая на площадке была в нерабочем настроении. Позвольте мне не останавливаться на элементарных технических ошибках хотя бы потому, что этот принцип касается даже не столько дрессировки, сколько выработки правильного поведения в огромном множестве житейских ситуаций.
Хочу только вскользь напомнить Вам, что и поощрением, и наказанием могут служить не только вкусненькие кусочки или тумаки да шишки. Сошлюсь на тех же бихевиористов: положительным подкреплением служит удовлетворение любой потребности; отрицательное подкрепление есть лишение возможности удовлетворения любой потребности. И что мешает нам превратить поводок или намордник из физических ограничителей в реальные воспитательные средства? А возможность или невозможность пообщаться с хозяином, а то и выполнить более приятное упражнение – чем не подкрепление? В нашей практике вознаграждением за работу часто становится та же работа, только надо уметь ее выбрать.
Вот таким и только таким образом мы можем добиться того, что стремление выполнить хозяйскую команду станет весьма приоритетной потребностью собаки. Важнее этого могут оказаться только те события, которые влияют на безопасность хозяина - а потом уж и самой собаки!

Добавлено (02.02.2009, 17:33)
---------------------------------------------
Вопрос пятый: влияет ли дрессировка на состояние нервной системы и характер собаки?
А как же! Жизненно важная задача дрессировки состоит в том, чтобы собака научилась справляться с собственным внутренним состоянием, которое определяется физиологическими процессами возбуждения и торможения в центральной нервной системе, и даже с конфликтом мотиваций. Может ли собака выполнить команду и что нужно сделать, чтобы требуемое поведение стало для нее возможным по состоянию нервной системы – вот один из главнейших вопросов, ежесекундно встающих перед хорошим инструктором по дрессировке и перед зоопсихологом.
А надо ведь еще и или хозяйской воле (которая преобладает над своей!) организовать хитрое взаимодействие возбуждения и торможения таким образом, чтобы правильно выполнить нужные действия. По ходу дрессировочных занятий вырабатывается необходимейшая для жизни способность – приводить в систему собственные желания и нежелания, приписывая им те приоритеты, которые оптимальным образом соответствуют требованиям жизни. Если хотите, можно называть это самодисциплиной, и это уже станет основополагающим и более чем желательным свойством характера. Но фундаментом для любой дисциплины и силы воли является все же состояние нервной системы, как сиюминутное, так и долговременное. Ну, попробуйте-ка решить задачу с бассейнами и трубами в минуту сильного душевного волнения! Если Вам это удастся, то волнение отступит.

Добавлено (02.02.2009, 17:34)
---------------------------------------------
Правильно подбирая систему нагрузок на нервную систему, можно и нужно организовать, как говорят кибернетики, положительную обратную связь: самодисциплина и выполнение определенных действий станут приводить в порядок нервную систему, а упорядоченность физиологических процессов облегчат выполнение разумных действий.
А если к пониманию характера добавить еще и возможные или невозможные формы поведения, то тут дрессировка играет несравненную роль. Дрессировка всегда была и всегда останется единственным способом разучить необходимые варианты поведения

Добавлено (02.02.2009, 17:34)
---------------------------------------------
Вопрос шестой: зачем нужна дрессировка зоопсихологу?
Да я, собственно говоря, уже ответила на этот вопрос. Наша работа, в зависимости от проблемы, затрагивает и состояние нервной системы, и качества характера, и нужные формы поведения, и способность выстраивать поведение в зависимости от ситуации, и правильные отношения собаки с хозяином. И все, что нам нужно всегда помнить: нервная система – одна на всё про всё, от процессов возбуждения и торможения, сложным образом взаимодействующих в ней, зависит и результирующее поведение зверя.
Состояние нервной системы и сложная игра процессов и импульсов определяются множеством факторов, действующих в один и тот же момент времени на разных уровнях и с разными приоритетами. Бегло перечислю хотя бы важнейшие из них:
сенсорное восприятие среды (свет, звуки, запахи, осязательные ощущения, включая те, что идут от ошейника, намордника, поводка, хозяйских рук);
собственная моторика – афферентные импульсы, порождаемые мышцами, и необходимость управлять движением;
степень освоения выполняемых действий – уже разученные стереотипы не требуют такого напряжения, как новые;
простота или сложность поведения, требуемая гибкость – соображать на ходу не всегда легко;
эмоции, вызываемые действиями хозяина – протест или, напротив, желание угодить любимому человеку;
присутствие других собак – кое-кто из товарищей по площадке может вызывать довольно острые переживания;

Добавлено (02.02.2009, 17:35)
---------------------------------------------
собственный статус и самооценка – скажем, команда "Лежать" связана с подчиненным положением собаки, а подъем на высоту требует достаточной самооценки.
Каждый из многих и многих факторов, воспринимаемых в любой момент времени живым существом (что собакой, что ее хозяином), вызывает отклик в виде импульса возбуждения в нервной системе. Эти импульсы и процессы усиливают и ослабляют друг друга, накапливаются и в конечном итоге активизируют те или иные нервные центры. Все это происходит лишь для того, чтобы стало возможным определенное поведение – вид активности, удовлетворяющий насущную потребность. Это физиология. А психология состоит в том, что результат – то есть, поведение собаки, острота ее реакций на события, подчинение или неподчинение хозяину – будет зависеть от суммарного уровня возбуждения, который создается, можно сказать, по векторному принципу. Так вот, основная задача зоопсихолога в том и заключается, чтобы правильным образом организовать все эти процессы и свести их в единый процесс принятия решения, сделав нужное поведение наиболее вероятным. Существуют формулы и графики, позволяющие почти с математической точностью рассчитать зависимость состояния нервной системы от всей совокупности внешних и внутренних факторов и понять, какой из них больше или меньше значит индивидуально. Ну, а дальше – дело техники, хотя и не очень простой. Пользуясь чисто дрессировочными приемами и командами и зная, какие внутренние процессы и какие их взаимодействия они затрагивают, мы и выстраиваем субъективную систему факторов, определяющих принимаемое собакой решение.

Добавлено (02.02.2009, 17:35)
---------------------------------------------
А чтобы это объяснение не показалось Вам скучным и нежизненным, я покажу Вам, что происходит при выполнении упражнений с использованием команды "Рядом". Надо сказать, что мы не стремимся ни к техническому совершенству, ни к освоению большого количества сложных навыков – чем проще выполняемое упражнение, тем сильнее оно влияет на саму нервную систему. Более или менее хитроумные комбинации столь же простых действий мы применяем только для развития интеллектуальных способностей – конечно, если это нужно.
Когда собака спокойненько идет рядом с хозяином и вынуждена подчиняться диктуемому человеком темпу и ритму ходьбы, мышцы создают в нервных волокнах импульсы возбуждения. Темпы и ритмы этих процессов определяются последовательностью сокращений мускулов, скоростью движения, если оно непрерывно. Одновременно происходит согласование процессов, возникающих в нервных системах собаки и человека – тем самым, создается своеобразный психический резонанс, сразу же усиливающий взаимопонимание. Это целиком и полностью соответствует приемам, используемым в современной психотерапии для людей, а начало эти приемы берут в древних тантрах.
Но прикажите собаке остановиться – и она должна будет погасить возникшее возбуждение и включить торможение (а это активный процесс, противоположный по смыслу). В зависимости от темпа и траектории движения это потребует от собаки больших или меньших усилий. Остановка заставляет нервную систему дробить непрерывные процессы, меняя не только характер активности зверя, но и реакции на воспринимаемое извне.

Добавлено (02.02.2009, 17:36)
---------------------------------------------
Бывали в нашей практике случаи, когда мы вообще не могли применить никаких других приемов, кроме скучной "ходиловки", которую я сама терпеть не могу за рутинность и однообразие. Ну, к примеру, в мартовский гололед мы работали с колли-невротиком, и в нашем распоряжении был лишь бульвар с тремя рядами деревьев и едва протоптанными тропинками. Сдвинуться с этого места нам долго не удавалось из-за острой реакции собаки на незнакомую среду. Но мы решили проблему! На десятом занятии, когда потеплело и подтаяло, мы сумели добраться до двора, в котором нашлись и низенькая оградочка, и детская горка, и скамейки. И собака, впервые попытавшаяся выполнить более сложные упражнения, одолела их без всякого труда. Невроз отступил. Если бы не дальнейшие жизненные обстоятельства, вновь серьезно расшатавшие нервную систему собаки, то я была бы за него спокойна по сей день.
Но есть в нашем арсенале и другие упражнения, развивающие, например, процессы тонкой дифференцировки в мозгу за счет моторики лапы, использующие вестибулярный аппарат (у собаки его действие отличается от человеческого) или специфическое видовое ощущение положения по вертикали… всего не опишешь. Но при чем же здесь интеллект, спросите Вы?
Интеллектуальные операции тоже типизированы, их можно описать как упорядочение тех же процессов возбуждения в нервной системе. Тут мне вспоминается чье-то шутливое высказывание: "Ум есть искусство выбора собственных мыслей". Уточню с профессиональной точки зрения: это то же самое, что и владение разными процессами возбуждения и умение правильно ими пользоваться. И все наши приемы основаны на выполнении команд, пусть несложных, но необходимых для управления собакой.

4

Добавлено (02.02.2009, 17:37)
---------------------------------------------
Ну, как я могу после этого плохо относиться к дрессировке или отрицать ее значение? Но я углубилась в обсуждение примитивных приемов лишь для того, чтобы показать, насколько не безразличны для собаки даже элементарные дрессировочные действия. А ведь дрессировка и обучение собаки предполагают освоение трудных и сложных видов поведения, которые требуют непростых решений с оглядкой на целый комплекс обстоятельств. Тут уже надо учитывать особенности психики породы, а это не только темперамент, но и специфика эмоциональных и интеллектуальных процессов, и закрепленные формы поведения. И честное слово, вместо того, чтобы отворачиваться от проблем, безжалостно выгоняя собаку с площадки, лучше знать ее породные и индивидуальные возможности и использовать их наилучшим образом.
И чтобы все, сказанное мною, не казалось Вам оторванной от жизни теорией, вот взятая из жизни иллюстрация к тому, как смотрит на дрессировку зоопсихолог, то есть специалист по анализу тех процессов, которые приводят к реальному поведению. Это касается не только особенностей породы, но и процесса обучения самому, пожалуй, ответственному для семейной собаки виду деятельности – работе собаки-телохранителя.
В одном из журналов я прочла две заметки о том, как дрессировалась на охрану бордоская догиня Калипсо. Это были два взгляда – хозяйки собаки и ее инструктора. Материал мне очень понравился, и лишь одно смущало: обе заметки словно бы пропитаны насквозь удивлением по поводу того, что собака этой породы столь успешно работала по сложной дрессировочной программе. Но чему тут, собственно, удивляться? Почему же эту породу почти никто не воспринимает как серьезную рабочую собаку?

Добавлено (02.02.2009, 17:37)
---------------------------------------------
Бордоский дог ведет свой род сразу от двух ветвей древних молоссов: боевых и пастушьих (скотогонных) собак, сопровождавших войска римлян в их победоносном шествии по Европе. Унаследовав от воинов силу, мощь, боевой напор и пониженную чувствительность к боли, от пастухов он взял сообразительность, умение мгновенно замечать любые события, а также гибко и быстро реагировать на изменчивые состояния внешней среды в очень сложных сочетаниях многих и разных факторов. Что же это, как не оптимальная совокупность качеств собаки, предназначенной для надежной охраны?
Предвижу Ваши возражения или, по крайней мере, недоумения: разве охранная собака не должна первым делом хватать, валить, кусать? Зачем ей анализ событий и быстрая реакция на что бы то ни было, кроме активных действий нападающего? И при чем тут изменения внешней среды?
Ответ будет зависеть от того, о ком мы с Вами говорим: о стороже, привлекающем внимание хозяина, а потом предоставляющем ему разбираться собственными силами; о солдафоне, без долгих раздумий пускающем в ход оружие; о "гаранте безопасности", с которым Вы только потом сообразите, что Вам, оказывается, грозила опасность. Одним словом, от того, как Вы представляете себе своего телохранителя, неважно, собака это или человек.

Добавлено (02.02.2009, 17:38)
---------------------------------------------
Сколько бы раз ни заходила об этом речь, я всегда вспоминаю образ, созданный Кевином Костнером в широко известном фильме: немногословен, всегда спокоен, но наблюдателен, невероятно энергичен и изобретателен, когда приходит время действовать. Ему не до переживаний – нервничает только тот, кто не владеет ситуацией. А орать, размахивать кулаками, запугивая противника, но не причиняя ему существенного вреда – удел, извините, недалеких бедолаг вроде того "гориллы", которого герой Костнера затмевает с первых же кадров фильма. Так на кого же должна быть похожа Ваша собака-телохранитель? Какой стиль работы телохранителя даст, в конце концов, больший эффект?
Я не первый год пользуюсь услугами своих собак-телохранителей. И годы-то были не особо спокойные: в девяностые у нас на Невском и стреляли, и из-за угла нападали. Только не на меня! Я твердо знала: мои собаки (не только овчарки, которые, что называется, "габитусом отпугнут", но и безобидные с виду девочки-фокстерьерки) не станут устраивать шумных и эффектных "разборок". Они попросту не дадут подозрительному человеку подойти ко мне ближе, чем на двадцать метров, но при этом никогда не сделают лишнего. И я уверена, что лучше не допустить конфликта, чем потом решать, кто прав, кто виноват, оправдываться перед милицией, опровергать слова случайных прохожих, которые, как правило, не замечают, с чего все началось, а потом дружно стоят на том, что "опять невинного человека собаками травят". А как Вам кажется?

Добавлено (02.02.2009, 17:38)
---------------------------------------------
Зачем создавать себе трудности? Чтобы потом доблестно их преодолевать? Так давайте же будем исходить из того, что для телохранителя, как и для врача, главнейшей и самой ответственной задачей является профилактика неприятностей. А для этого-то и нужны все те собачьи качества, с которых я начала наш разговор о Калипсо, однако относится это не только к Калипсо лично и не только к породе бордоских догов. И это становится еще яснее, если разложить "по полочкам" все те этапы, из которых состоит работа хорошего телохранителя.
Первое, что надо делать постоянно, каждую минуту, это оценка ситуации. Телохранитель попросту не имеет права отвлекаться ни на какие мелочи, не имеющие отношения к безопасности доверенного ему человека. Поэтому он должен не только оставаться спокойным в присутствии любых факторов, отвлекающих и смущающих "обычных" собак, но еще и уметь выделить в любых условиях те обстоятельства, на которые и в самом деле стоит реагировать. Вот здесь-то и пригождается особое качество пастушьих собак: способность гибко оценивать и переоценивать целое множество факторов с расстановкой их по приоритетам, по значимости с точки зрения поставленной задачи. И если при переходе через дорогу решающим фактором может оказаться приближение быстро идущей машины, то в толпе у злачных мест надо срочно выявить самых неприятных людей и следить в первую очередь за ними.

Добавлено (02.02.2009, 17:39)
---------------------------------------------
Вот тут начинается второй этап работы – распознавание состояния и намерений человека. Тут несомненным преимуществом пользуются пастушьи собаки, с их генетически закрепленным громадным опытом общения с людьми, вполне способны различить разные типы поведения встречного, даже увиденного в первый и в последний раз в жизни. Надо заметить, что собаки вообще несоизмеримо наблюдательнее по отношению к людям, чем мы по отношению к ним – очень уж многое в жизни домашней собаки зависит от человека! Но если для многих других пород (скажем, для охотников или для собак-компаньонов) единственно достойным объектом для тщательного изучения является собственный хозяин, то для охранной собаки с этого все только начинается. Конечно, отправной точкой и эталоном для изучения "человека вообще" служит прежде всего поведение хозяина, но собака достаточно легко обобщает свои наблюдения, сравнивает других людей с самым родным и надежным другом, а главное – находит те отличия и признаки, которые наводят его на определенные подозрения. Собаки ведь так, собственно, и решают, с кем и в какой степени можно иметь дело: вполне доверять можно только тому, кто в достаточной мере похож на тебя самого, чьи действия можно предвидеть и понадеяться на них.

Добавлено (02.02.2009, 17:39)
---------------------------------------------
Мне вспоминается история, главным героем которой стал мой Акела, немецкий овчар. Мы ехали с ним в автобусе. Народу было немного, мы, как обычно, стояли на задней площадке, а на одиночном сиденье у двери сидел совершенно обычный с виду молодой человек. Я говорю, обычный… для меня, но не для собаки! Акела уставился на него пристальным собачьим взглядом, который порой ощущается почти физически как тяжелое "прикосновенье каменной десницы". Ко мне подошла вплотную кондукторша, узнавшая меня, наклонилась к уху и сказала, показывая глазами на этого самого молодого человека: "Берегите сумочку, вон там карманник сидит!". И мне оставалось только ответить: "Спасибо, я уже знаю". Но вот в чем дело: он ведь не делал ровным счетом ничего подозрительного! Да и карманная кража – не агрессивное нападение, она не должна бы вызывать у собаки никаких осмысленных ассоциаций. Я утешилась только тем, что Акела, по всей видимости, обратил внимание на какие-то мелочи в позе, в жестах, может быть, во взгляде, которые дали ему понять, что этот человек находится не в том состоянии, как все остальные.
Я понимаю, что такие истории стрясаются далеко не каждый день, да и не всегда удается узнать, в чем причина. Но не случалось ли Вам замечать, что Ваша собака как-то особо внимательно следит за кем-то из прохожих, а может быть, и глухо ворчит? Скорее всего, Вы, как и любой нормальный человек, торопитесь одернуть зверя, боясь дальнейших осложнений, и уходите побыстрее с места несостоявшегося, слава Богу, происшествия. Но попробуйте, сколько можно, проследить за этим человеком: весьма вероятно, что и Вы увидите в его поведении что-то "не то". И не браните собаку, не расценивайте ее поведение как предвестники агрессии – возможно, права-то она! Кроме всего прочего, эта настороженность совсем не обязательно является предвестником неприятностей: по естественной собачьей логике, развитие событий будет зависеть от поведения подозрительного субъекта. Вот Вам и реальные проявления тех самых качеств, на которых и держится работа настоящего телохранителя.

Добавлено (02.02.2009, 17:40)
---------------------------------------------
На следующем этапе задача еще раз меняется. Собака должна не только оценить степень активности опасного человека, но и понять, что именно он собирается делать. Это и есть прогноз поведения человека, который предполагает и знание всех возможных вариантов, и оценку их вероятности. И вот что важно: прогноз этот зависит уже не только от действий самого потенциального противника, но и от того, что может или чего не может сделать хозяин. Ну, скажем, если на мне туфли на каблуках, мои собаки прекрасно понимают, что удрать от противника я просто не в состоянии. Хотя, если ничего другого не останется, то, по крайней мере, попытаюсь.… Следовательно, собака еще раз обязана воспользоваться своими породными способностями, чтобы проанализировать целое множество факторов, выяснить их взаимное влияние, определить вероятность сложных цепочек событий, обуславливающих друг друга.
А дальше собаке предстоит решить, что предпринимать – в зависимости от того, что представляет собой враг, от собственных возможностей, от предугаданных ею действий хозяина. Построение стратегии становится еще одним сложным этапом обороны, тут снова приходится учитывать множество важных мелочей, от особенностей места, где происходят события, и до возможного поведения посторонних, которые могут вмешаться в собачьи дела, и кто знает, на чьей стороне! И собака, вновь используя свои природные способности, справляется и с этой задачей.

Добавлено (02.02.2009, 17:40)
---------------------------------------------
Но заметьте: до активных действий, до зубов и даже лая дело еще никоим образом не дошло! Вся сложнейшая работа, которую я Вам описала, происходит втайне от посторонних, ее не всегда замечает даже родной хозяин. Вот почему хороший телохранитель не торопится, не лает, запугивая врага, не прыгает вокруг подозрительной личности. Он спокоен исключительно потому, что занят нелегкой интеллектуальной работой. А лишним шумом можно не только раньше времени спугнуть противника, но и, чего доброго, отвлечь от столь же важной боевой задачи друга и союзника.
А потом уж остается самое простое: сделать то, что нужно, то, чему учили на дрессировочной площадке. Но и это происходит далеко не автоматически. Уже во время самой схватки от собаки требуется немало знаний и умений: надо знать уязвимые места человека, видеть, какой рукой он перехватил оружие или замахнулся на хозяина; а если нападающих двое, надо сообразить, кто из них больше угрожает хозяину и в какой последовательности стоит с ними расправляться. И решения принимаются мгновенно, по ходу боевых действий, когда долго размышлять уже некогда. Шутка ли!

Добавлено (02.02.2009, 17:41)
---------------------------------------------
Согласитесь, обязанности телохранителя – такое дело, для которого совершенно недостаточно тех самых условных и безусловных рефлексов, на которые уповает классическая теория дрессировки. Но собаки-то раз за разом доказывают, что они на это способны!
В окончание этого разговора мне осталось сказать еще лишь об одном распространенном мнении, касающемся того, что дрессировка будто бы вредит собаке в выполнении других ее обязанностей. Говорят, например, о том, что дрессировка на охрану противопоказана шоу-собаке – как бы после этого она не стала агрессивной по отношению к людям и собакам в ринге или к эксперту, вынужденному делать то, что собаке не всегда нравится. Думают еще, будто дрессировка вредит охотничьим собакам, подавляя их самостоятельность и делая пассивными в работе. Нет, нет и нет! Если дрессировка учит собаку не только нужным формам поведения, но и правилам их использования по ситуации, если она внушает святую мысль: "Не знаешь сам, что делать – спроси у хозяина", то такая дрессировка облегчает все, без исключения, стороны жизни собаки и человека.
Мое твердое убеждение: повредить собаке может только плохая дрессировка!

5

ОЧЕНЬ ТРУДНЫЙ ВОЗРАСТ.
У собак это - в точности то же самое, что у нас, людей. Половое созревание приводит к драматическим событиям в организме и психике, заставляя юнца протестовать против всего мира и самого себя, но больше всего - против самых близких, тех, кто угнетает его больше других, кто постоянно и непрерывно озабочен тем, как бы лишить его, такого взрослого, свободы, самостоятельности, неповторимой индивидуальности, принуждая жить по устаревшим и вообще непонятно откуда взявшимся правилам.
Не приходится удивляться тому, что созревание связано с такой бурей чувств, с неустойчивостью настроений и резкими переходами от беспричинной радости жизни к мрачнейшей из трагедий. Эмоциональное состояние любого из нас напрямую связано с гормональным статусом организма, а стало быть, деятельность желез внутренней секреции, как бы это ни было приземленно, определяет и наше отношение к миру, и наши непосредственные, сиюминутные поступки.

Добавлено (02.02.2009, 17:42)
---------------------------------------------
Было бы, однако, страшной антропоморфной ошибкой считать, будто у собак этот период связан только с самоутверждением, с обретением взрослости ради взрослости. Для них смысл периода созревания состоит не только в том, чтобы более или менее окончательно найти свое место под солнцем (в социальной структуре стаи). Именно в это время начинается и первый, еще предварительный, половой отбор. И все поведенческие проявления периода созревания имеют еще один важный биологический смысл: проверить и продемонстрировать будущим невестам или женихам свои достоинства в качестве потенциального партнера. Отсюда - и ожесточенность возрастных скандалов, и невозможность “потерять лицо”, раньше времени уступив сверстнику или даже старшему.
Так что не следует видеть в естественном возрастном бунте только нежелание покориться. Он необходим молодой собаке для того, чтобы окончательно понять и принять социальные нормы стаи, а также для того, чтобы знать, на что можно в дальнейшем рассчитывать в отношении продолжения себя в потомстве. А раз уж видовые социальные отношения переносятся собакой и на человека, то в возрасте созревания это проявляется едва ли не ярче всего. От того, с каким итогом выйдут хозяин и собака из этого периода, самого конфликтного в собачьей жизни, зависят и счастье, и трудности всей оставшейся жизни.

Добавлено (02.02.2009, 17:42)
---------------------------------------------
Когда речь заходит о конфликтах возрастного бунта, Вам наверняка сразу же представляется молодой и наглый кобель, скалящий зубы и злобно рычащий на хозяина. И породы он явно не декоративной. Однако возрастной бунт не зависит от породы - ведь мотивации к конфликтам у “мелочевки” ровнехонько те же самые, что у какого-нибудь дога или мастино неаполитано. Отличие только в том, что мелкая собака прекрасно осознает, что единоборства с человеком не выдержит, а будет схвачена за “шкирку” и заперта в дальней комнате. Потому и методы выхода на главенствующие позиции в семье совсем другие. Хотя, обязана доложить, когда на Вас скалится скотч-терьер или пекинес, тоже приятного мало - у них те же сорок два зуба, что и у кавказской овчарки, и кусаться они умеют. Да и командовать хозяином - тоже.

6

ну вот ....спасибо....
У сук - своя проверка. От них во взрослой, женской и материнской, жизни требуется не сила, а ловкость и хитрость. Вот и становятся они бесконечно изобретательными и хитроумными в выборе ужимок и уловок. Так же они хитрят и со своими мужиками - то больной прикинется, то несчастной и забитой, а уж мольбу этих говорящих глаз (при взгляде на них мне всякий раз вспоминается андерсеновская Русалочка) редкий кобель, а еще реже - любящий человек, перенесет без содрогания. А условия для побежденного те же самые: глядишь, и удалось заставить хозяина плясать под свою дудку. И кусочек повкуснее, и постелька помягче, и прогулка не вовремя - все ей, девочке обожаемой!

Добавлено (02.02.2009, 18:45)
---------------------------------------------
Вы можете без большого труда проверить, вступил ли Ваш любимец на тропу открытого неповиновения или не послушался Вас случайно. При первой же попытке перечить Вам дайте собаке нетрудную и хорошо знакомую ей команду, которую она надежно выполняла до сих пор (лучше, если это будет команда “Лежать”, одновременно с общим торможением “включающая” и подчинение, но на крайний случай сойдет и любая другая). Собака может добросовестно Вас не услышать, они во время созревания вообще крайне невнимательны, поскольку вся психическая энергия уходит на внутренние процессы, так что убедитесь, что выполнить команду ей не мешает ничто, кроме упрямства. Если зверь упорно отказывается выполнить простую для него команду, а в глазах у него загорается бунтарский огонек, то - так оно и есть, это бунт.
Обычное настроение бунтующей собаки таково: “Посмотрим, что ты мне сделаешь!”. Вот тут-то и наступает пора показать, что может сделать человек. И мериться с животным нужно вовсе не силой мускулов, а силой характера. Собака по определению способна причинить человеку значительный вред - иначе мы не использовали бы их против всякого рода злоумышленников, - так что Ваша сила должна быть совсем иной.
Бить взбунтовавшегося юнца не только бесполезно, но и попросту вредно. Он на всю жизнь сохранит представление о том, что конфликты с хозяином положено разрешать насилием. А если Вы спровоцируете его на реакцию самозащиты, то он будет защищаться от Вас всю оставшуюся жизнь, и конфликт перейдет в перманентную форму. Гарантирую: ни открытые схватки, ни холодная война с собакой удовольствия Вам не прибавят.

Добавлено (02.02.2009, 18:46)
---------------------------------------------
В момент бунта собака, по чисто биологическим причинам, словно бы дичает, начисто забывая все, что успела освоить из межвидовых норм. А потому и способы “укрощения зверя” должны быть как можно более приближены к видовым воздействиям. Основаны они не на ударе (собака собаку не бьет лапой), а на хватании, на встряхивании, на заваливании бунтаря. Вот основные приемы подавления собаки в момент бунта (в том порядке, в каком их имеет смысл применять, - “по нарастающей”):
• плотно прижмите ладонью холку собаки, можно и с силой сжать, захватив шкуру;
• другую ладонь уверенно и плотно положите сверху на спинку носа, обхватив морду с боков;
• крепко схватите собаку за шкуру у основания шеи по бокам ее, резко встряхните обеими руками так, чтобы передние лапы зверя оторвались от пола;
• схватив собаку за холку (второй рукой можно так же схватить за шерсть на крупе), оторвите от земли ее передние лапы и качните собаку в воздухе;
• сильно, но не резко (во избежание травмы) поверните голову собаки так, чтобы к Вам была обращена ее боковая сторона - яремная вена;
• держа собаку рукой за холку, подсеките ногой передние лапы и завалите собаку на бок, плотно прижав к земле одной стороной шеи.

Добавлено (02.02.2009, 18:46)
---------------------------------------------
Старайтесь все время смотреть на собаку в упор и нависать над нею корпусом. Ни в коем случае не поворачивайтесь спиной и не уходите в сторону. В процессе выяснения отношений Вы можете усилить воспитательное действие своих приемов, издавая глухое, низкое, короткое рычание, подражая сильной и уверенной в себе собаке. А если Вам удастся добиться того, чтобы собака оказалась кверху животом, умножьте заработанные Вами победные очки примерно на пять.
Не стремитесь сразу использовать прием посильнее “для профилактики”. Когда зверь сдается после того, как Вы прихватили его за шкуру на холке, было бы в высшей степени непоследовательно и вредно стремиться всенепременнейше уложить его на спину. Ведь Ваша цель состоит вовсе не в том, чтобы лишить пса какого бы то ни было самоуважения, а только и исключительно в том, чтобы сейчас, сию минуту он сделал то, чего желаете Вы.
Те способы пресечения бунта, которые я Вам порекомендовала, используют теснейшую связь между позой, движением и состоянием психики, которая действует у любого живого существа. Наверняка Вам встречался совет, как исправить настроение: улыбайтесь минуту перед зеркалом, и улыбка, какой бы натянутой она ни была поначалу, сама поправит состояние Вашей души. Мы инстинктивно используем эту связь в собственной жизни - это тот самый “язык тела”, который сейчас активно исследуют человеческие психологи. А у собак, чья видовая речь как раз и заключается в позах и движениях, эта связь еще сильнее, чем у любого из людей. Опираясь на нее, Вы сумеете подавить бунт в зародыше и намного более эффективно, чем тумаками да колотушками. Только будьте последовательны и не прозевайте первых проявлений неповиновения. И не вздумайте кричать, тем более - высоким голосом!

Добавлено (02.02.2009, 18:47)
---------------------------------------------
Бить собаку можно лишь тогда, когда начало бунта давно позади и дело дошло уже до открытого конфликта. Что же еще остается, когда оказываешься один на один с грозно рычащим и показывающим страшенные челюсти чудовищем, в которое “вдруг” превратился Ваш любимец, еще вчера такой ласковый и доверчивый?! Однако даже в этом случае удар служит лишь ошеломляющим средством, позволяющим выиграть время и хоть немного убавить у собаки волю к победе. Если предки Вашего английского бульдога, не поморщившись, выдерживали удар бычьего копыта, то какое впечатление Вы надеетесь произвести на него своим кулаком? Болевая восприимчивость у собак существенно отличается от человеческой и зачастую наши (особенно женские) оплеухи действуют на них немногим сильнее легкой щекотки. Кулак - оружие скорее психологическое, чем физическое. Страшно другое: “Меня больше не любят!”... если, конечно, любили до сих пор. А приемы, аналогичные собачьим, имеют еще один смысл: “Меня не уважают!”.
Да, уважать собаку, признавать ее самостоятельность совершенно необходимо - но тогда и только тогда, когда она ведет себя, с Вашей точки зрения, разумно. Поэтому, заметив, что бес в глазах превратился сначала в недоумение, а затем в покорность, повторите проверку подчинения - дайте нетрудную команду. Если она будет выполнена, считайте себя победителем. Это вполне соответствует видовым правилам “собачьей педагогики” - старшие добиваются от младших единственно хорошего поведения, ни в какой мере не стремясь выместить на них свои отрицательные эмоции по поводу непослушания. Пока непокорный юнец бунтует, любой старший, включая родных отца с матерью, ведет себя с ним, как сущий зверь. Но как только он согласится подчиниться, он моментально вновь станет самым милым, самым любимым. Вот и нам с Вами не грех взять это правило на вооружение - хотя бы для того, чтобы не создавать у собаки убеждение в том, что человек не умеет понять ее и быть к ней справедливым.

Добавлено (02.02.2009, 18:48)
---------------------------------------------
Важнейшее правило преодоления возрастного собачьего бунта: каждый из взрослых членов семьи обязан справиться с собакой сам. У Папы, прибежавшего на подмогу, авторитета не убудет, но и не прибудет, а вот тот, кто звал на помощь, только лишь подтвердил собаке собственную несостоятельность. И Вожак может помочь в этих случаях только Щенку или Инвалиду, но не Матери и не Воину!
Столь же бесперспективно и бежать за ремешком, поводком или строгим ошейником, чтобы призвать бунтаря к порядку. Каждый шаг с “поля битвы” собака, в силу своих видовых представлений, расценивает как признание собственной победы. Вернувшись же с орудием возмездия, Вы, с собачьей точки зрения, сами нападаете на несчастное животное. И агрессия Ваша совершенно неуместна и несправедлива - ведь в предыдущем эпизоде уже выяснилось, кто кого способен обратить в позорное бегство. Как тут не защищаться от Вас, пуская в ход все меры, вплоть до клыков?! Так что лучше всего заставить отступить собаку, а если уж Вам удалось загнать ее на свое место, то зверь, по его понятиям, сдал Вам всю остальную территорию квартиры, на которой Вы и будете впредь полновластным диктатором. А логово оставьте ему - иначе окажутся задетыми не только социальные, но и территориальные стереотипы.
Неужели же драма возрастного бунта неизбежна? Нет, этого я не говорила и не скажу никогда. Есть множество семей, даже не заметивших “трудного возраста” и не испытавших никаких последствий не разрешенного вовремя конфликта. Условий для этого два: во-первых, соответствие социальных ролей в семье стайным представлениям собаки, а во-вторых, стойкая привычка к послушанию людям, выработанная у собаки в Богом данном для этого возрасте - сразу после шести месяцев.
И все же прелести “трудного возраста” не минуют нас даже в тех случаях, когда дело не доходит до явного конфликта. Конфликт - дело краткосрочное, как кризис у болезни, но зато упрямства и вялого нежелания слушаться в хронической и рецидивирующей форме Вам может хватить надолго. Как правило, именно глухое сопротивление хозяйским требованиям становится первым проявлением возрастного бунта, а нередко остается и основной его формой. Оно может существенно опережать половое созревание, начинаясь уже после семи месяцев, но может и затягиваться даже после года.
Вы будете удивляться: вчера еще был пес как пес, а сегодня нет с ним сладу! Назавтра он снова станет достаточно послушным и управляемым, и Вы поверите, что все Ваши неприятности были только случайностью. И, пожалев любимца, желая поощрить его за хорошее поведение, не станете добиваться послушания с прежней настойчивостью. Вы ведь надеетесь, что он взялся за ум, став отныне и навсегда той взрослой и умной собакой, о какой Вы мечтали. Ан нет - через несколько дней (а возможно, и на следующей же прогулке; как правило, с прогулок все и начинается) проблемы вернутся, дай Бог, чтобы не в большем объеме. Ах, как знакомы мне эти тягостные ощущения! Их приходилось испытывать с каждой своей собакой, не говоря уже о моих воспитанниках.
Винить собаку в злостном злоупотреблении Вашей добротой не приходится. Прежде всего, она и сама не отдает себе отчета в той молниеносной смене настроений, которая для нее столь же неожиданна и непостижима, сколь для Вас. А кроме того - Вы ведь, скорее всего, снизили требовательность к поведению питомца, обманувшись временным улучшением. Поэтому в следующий раз Ваши команды и настояния будут восприняты собакой как нечто, непосредственно зависящее не от реальных событий, а от Вашего настроения. И команды резко обесценятся.
Единственное известное мне средство спасения от упрямства как формы возрастного бунта (как, впрочем, и в других случаях) состоит в последовательности и непреклонности требований к поведению собаки. Ваш питомец должен твердо знать: то, как он должен себя вести, обусловлено не его и Вашим настроениями, а только конкретными обстоятельствами. Одновременно этим закладываются и способность собаки к анализу происходящего, и основы дальнейшей разумной реакции на любую ситуацию.

7

КАК НАУЧИТЬ ЖИТЬ?
Итак, пять основных команд полностью обеспечивают то, что называется управлением поведением собаки. Если Вы отчетливо представляете себе, как должна вести себя собака в той или иной ситуации, то разложить желательное поведение на простейшие шаги, описывающиеся этими командами, не так уж и трудно. И если Вы будете это делать последовательно, каждый раз одинаково, не меняя требований, пока не изменилась ситуация, то собака усвоит сложные формы поведения столь же надежно, как и отдельные навыки. Они включатся в набор стереотипов поведения на правах сложных рефлексов.
Теория и практика управления поведением животных разработана давно и хорошо - это и труды И.П.Павлова по физиологии высшей нервной деятельности, и работы бихевиористов, в которых этот подход доведен до ювелирного точного пошагового формирования сколь угодно сложного поведения. А если Вы когда-либо имели дело с алгоритмизацией задач для ЭВМ, то легко узнаете в пошаговом разложении поведения ту же самую идею.
На мой взгляд, человек не только имеет право, но и обязан полностью брать на себя управление поведением собаки в любой незнакомой ей ситуации и, чем моложе и неопытнее собака, тем больший смысл это имеет. Управляя поведением в нестандартной ситуации, мы тоже обучаем собаку, только это обучение уже относится не к отдельным формам поведения, а к критериям принятия решений - что и когда следует делать.

Добавлено (02.02.2009, 19:00)
---------------------------------------------
В природе эти критерии просты и естественны - хорошо все то, что повышает приспособленность к среде и, следовательно, увеличивает вероятность выживания. Однако в совместной человечье-собачьей жизни критерии приспособления для собаки в первейшую очередь имеют смысл выполнения требований человека. А что делать бедному животному, если эти критерии отсутствуют вообще? Тем более - если дело происходит в той среде, где специфических видовых форм поведения и правил их применения недостаточно? Ну, скажем, на улице или в транспорте?
Нет зрелища более печального, чем молодая собака, посланная хозяином через проезжую часть по команде “Вперед”! Оставшись среди гремящих чудовищ, мечущихся вокруг по непонятным законам, да к тому же лишившись присутствия и поддержки единственного, на кого можно положиться, собака переживает не просто растерянность, а настоящий ужас. Можете мне верить, я видела такое не раз. И прекрасно помню, как мы вчетвером с моим мужем, Рольфом и хозяином из последних сил едва-едва удерживали на “островке безопасности” обезумевшего от страха молодого овчара, чтобы он не метнулся наперерез машинам к дому. Он-то, бедный, привык опрометью бросаться через дорогу, а тут вдруг оказался между двумя ревущими потоками машин. И не было в его памяти правил, способных спасти и успокоить.

Добавлено (02.02.2009, 19:00)
---------------------------------------------
Вот в этом и состоит моя идея ситуативного обучения, которое мы реализуем в виде специализированной по возрасту “юниор-дрессировки”. Сразу после созревания, после окончания возрастного бунта в естественной собачьей жизни начинается период окончательной психологической адаптации к условиям обитания и выработки взрослых критериев активного, но максимально безопасного для себя и других поведения.
Одновременно с окончательной взрослой социализацией в стае формируется и ответственность за свои поступки и за более слабых, определяющая собой социальный ранг животного. Это время идеально подходит и для того, чтобы внушить собаке человеческое представление о правильном и неправильном поведении, о желательном и нежелательном для хозяина, о благополучном и чреватом неприятными последствиями.
Различие между таким обучением и обычной дрессировкой - примерно то же, что и между процедурным и непроцедурным программированием. При процедурном программировании, являющемся нынче уделом системных программистов, командами определяется каждый шаг выполняемых действий. Непроцедурные же задания (такие, какие даем машине мы с Вами, например, редактируя текст) определяют лишь конечный результат, а как его добиться - внутреннее дело системы. Управление поведением, о котором мы беседовали чуть выше, процедурно по существу. Ситуативное обучение - непроцедурно.

Добавлено (02.02.2009, 19:01)
---------------------------------------------
В работе с собаками наиболее ярким примером непроцедурного обучения служит притравка охотничьих собак. Человек все равно не в состоянии ни забраться вместе с таксой в нору, ни нестись со сворой гончих, чтобы диктовать командами каждый шаг собаки. Да и разнообразие ситуаций, предлагаемых диким зверем, столь велико, что предусмотреть их все в ходе тренинга собаки даже теоретически невозможно. Вот и остается одно-единственное: объяснить собаке, какой результат желателен для человека, и закрепить его, а не способ его достижения.
Прелесть непроцедурного ситуативного обучения собак состоит в том, что собака привыкает учитывать в своей работе не формальные признаки ситуации, а смысл ее. Собака, ориентирующаяся исключительно на команду хозяина, нередко оказывается в самом невыгодном положении и не может выполнять свои прямые обязанности. Например, при охране ребенка: малыш, растерявшись в момент угрозы, если и вспомнит нужную команду, то пролепечет ее совершенно невнятно. Но собака, понимающая смысл ситуации и хорошо представляющая себе конечный результат (спасение ребенка) сама придумает наиболее эффективный вариант работы.
Можно, конечно, ждать, пока самая строгая учительница-Жизнь не подкинет Вам все нужные ситуации, и в каждой из них изобретать правила поведения для себя и собаки заново. Но где гарантии, что эти ситуации, во-первых, обойдутся без тяжелых нежелательных последствий, а во-вторых - еще смогут чему-то научить Вашу собаку?

Добавлено (02.02.2009, 19:01)
---------------------------------------------
Вообще не учиться правилам поведения, зависящим от ситуации, собака не может! Руководите Вы этим процессом или нет, жизненный опыт делает свое дело и обучение все равно идет своим чередом. И если Вы не научите зверя тем критериям принятия решений которые желательны для Вас, он изобретет свои - а насколько успешно, Вы поймете намного позже!
Как же добиться того, чтобы Ваша собака всегда принимала к исполнению именно Ваши критерии поведения, не соблазняясь более доступными и более естественными для нее видовыми законами? Как эффективнее всего использовать эти видовые законы и нормы, не вступая в вопиющее противоречие и не создавая у собаки внутреннего конфликта, способного свести на нет все Ваши усилия?
Здесь-то и приходит нам на помощь анализ постоянных и сиюминутных мотиваций, присущих именно Вашему питомцу. Ведь баланс мотиваций, в конечном счете, всегда индивидуален - для одной собаки нет ничего страшнее, чем сдвинутые брови хозяина, а другая продаст и хозяина, и собственную душу за кусок сыра. И только при условии тщательного мотивационного анализа можно добиться того, что нужное Вам поведение станет наиболее естественным и желанным для самого животного. А заодно - и рассчитать Ваши выигрыши и проигрыши при использовании тех или иных методов обучения.

Добавлено (02.02.2009, 19:02)
---------------------------------------------
Вот Вам простой пример. Как легче всего научить собаку плавать? Ведь многие из них, мягко говоря, не любят воды - этой чуждой, а потому пугающей стихии, от которой неизвестно, чего ожидать.
Способ первый. Смело бросайте щенка в воду с высокого обрыва или с лодки - выплывет так выплывет! Вы и народную традицию соблюдете, и используете мощнейший инстинкт самосохранения. Он мобилизует щенка на отчаянную борьбу за жизнь, но одновременно и порождает страх, парализующий не столько мышцы, сколько волю звереныша. Утонуть Вы щенку не позволите, в этом я не сомневаюсь, но в том, что он полюбит воду, не уверена. Пережитый страх может на всю жизнь отбить у собаки всякое желание не только купаться, но и мыть лапы в ванной. Кроме того, такое предательство со стороны хозяина почти наверняка основательно подорвет какое бы то ни было доверие к роду человеческому в целом - если уж Хозяин способен на такое, чего ждать от остальных! “Арифметика поведения” приводит к печальному итогу: опираясь на хрупкий баланс страха и воли к жизни, никоим образом не гарантирующий успеха, Вы рискуете весьма крупным проигрышем в другом. Правда, в случае успеха страх перед водой преодолевается навсегда, а уверенность щенка в собственных силах резко возрастает, что сказывается на его поведении и в других областях жизни.

Добавлено (02.02.2009, 19:03)
---------------------------------------------
Способ второй. Заманите щенка в воду любыми игрушками, лакомством, ласками да сказками. В этом случае инстинкт самосохранения работает против Вас, но на Вашей стороне сильнейшие потребности щенка: потребность в пище, в игре плюс доверие и привязанность к Вам. Мощные положительные эмоции помогут малышу преодолеть боязнь, а кроме того - он сам, не испытав никакого насилия, выберет стратегию борьбы со страхом, получив таким образом первый опыт принятия жизненно важного решения. Таким образом Вы получите еще и сопутствующий выигрыш в укреплении психики и характера.
Способ третий. Вы можете занести щенка в воду на ручках, а там бережно опустить в воду и, постоянно подбадривая и подстраховывая, уговорить поплыть к берегу. Страх перед водой в Вашем присутствии будет заметно слабее, но все же инстинкт самосохранения заставит его поплыть, чтобы обрести твердую почву под ногами. Сумма мотиваций опять будет положительной, хотя “бонуса” в виде сознательного решения Вы не получите.
Способ четвертый. Кто-то из Ваших близких относит щенка в воду, а Вы, главный и любимый хозяин, остаетесь на берегу и зовете собаку к себе. Тот, кто находится рядом со щенком и кому малыш тоже может довериться, помогает ему, не испугавшись, выбраться из воды на родную и привычную сушу. К положительным мотивациям, работавшим в предыдущем случае, добавляется еще одна - привязанность к Вам и стремление оказаться рядом с лучшим на свете человеком. Чувство избавления от опасности свяжется с близостью к Вам, что дополнительно укрепит бесценное доверие к хозяину - надежнейшему гаранту безопасности и благополучия. У этого способа, как и у других, есть свой недостаток: Вы учите собаку не столько плавать, сколько поскорее выплывать на берег.
Последние три способа, на мой взгляд, почти равноправны, а выбор зависит от склада характера собаки, Ваших отношений с ней и даже от сиюминутного настроения.

Добавлено (02.02.2009, 19:03)
---------------------------------------------
Ситуативное обучение предполагает выработку всех тех сложных реакций на внешние события, которые желательны для Вас. Всякий хозяин собаки по-разному представляет себе, что должен делать его питомец, скажем, при приближении незнакомого человека. А если в руках у этого человека палка или другое орудие? Решайте: должна ли собака только насторожиться в ожидании развития событий, отогнать неприятного прохожего угрожающим лаем или незамедлительно повиснуть на руке? Мы вместе наметим нужную реакцию, разложим ее на простейшие шаги и станем обучать ей собаку, управляя ее поведением при соответствующих действиях незнакомого собаке ассистента.
Управление поведением, по существу, мало чем отличается от управления автомобилем. Принципиальное различие состоит только в том, что автомобиль никогда не станет повторять нужные Вам действия по своей воле, а собака мало-помалу научится сама анализировать ситуацию и определять необходимость тех или иных “стандартных программ” из разученного репертуара. Однако вся ответственность за смысл и последствия действий собаки так же лежит на Вас, как на водителе - ответственность за безопасность пассажиров и пешеходов. И недооценка этой ответственности приводит к страшным последствиям. Но - не читать же Вам мораль! Мои взгляды на допустимую агрессию Вам уже известны, так что не обессудьте, если я откажусь вырабатывать у собаки опасную воинственность и агрессивность. А бдительность, настороженность - сколько угодно.

Добавлено (02.02.2009, 19:03)
---------------------------------------------
Ко времени юниор-дрессировки собака должна быть хорошо приучена к общему правилу: как только хозяин пожелает взять управление на себя, слушаться следует безотказно. И не ее, собачье, дело рассуждать, почему в присутствии одних людей Вы требуете одного, а при других - совсем иного. Ее дело - запоминать различия по всем и всяческим внешним признакам!
В ходе юниор-дрессировки мы с Вами учим собаку только смыслу реакций, но не технической стороне дела - как и за какое место следует кусать нападающего. Техническими приемами хватки и удержания Ваш зверь должен был овладеть еще в детских играх, а как применить их к человеку, мы научим его чуть позже, и очень быстро - за каких-нибудь три-четыре занятия.
Я все время рассуждаю об охране, задержании и прочих “прелестях” жизни служебных собак лишь потому, что они служат наиболее яркой иллюстрацией механизма ситуативного обучения. Но Вашего пекинеса так же нужно учить желательному поведению, как и соседского ротвейлера, только касается оно не задержания нарушителя, а правил общежития в коммунальной квартире, в лифте, на лестнице, во дворе.
Впрочем, это же необходимо и ротвейлеру, и сенбернару, и любой другой собаке. Есть ведь среди них и такие, в чьем присутствии ни в чем не повинные прохожие прижимаются к стенам домов, а хозяева едва удерживают разбушевавшегося хищника на туго натянутом поводке. Мало приятного, если на ноге повиснет даже цвергшнауцер. Так что идея ситуативного обучения в высшей степени актуальна для любой породы, а для дворняжек - я бы сказала, вдвойне. Зубы у них так же остры, как и у породистых, а психика, причудливо сложившаяся из фрагментов самых разных стереотипов, приводит к еще более непредсказуемым реакциям.

Добавлено (02.02.2009, 19:04)
---------------------------------------------
Юниор-дрессировка - это и поведение в транспорте, и возможность поболтать с приятельницей, пока собака спокойно сидит на месте, и Ваша беспечность в любой компании - как среди хороших людей, так и среди плохих. Юниор-дрессировка - это и есть искусство жить!
Однако опыт доказал эффективность ситуативного обучения не только для юниор-дрессировки, но и для коррекции нежелательного поведения у взрослых собак. Проблемы могут быть любыми, но принцип остается прежним. Не случайно же я начала этот разговор с отучения собаки от нежелательного поведения. Допустим, что Ваша собака плохо встречает приходящих в дом гостей, независимо от того, приехал ли Вас навестить любимый дедушка или Вы вызвали мастера, чтобы починить телевизор. Для этого случая тоже найдется программа, позволяющая добиться от собаки правильного поведения.

Добавлено (02.02.2009, 19:04)
---------------------------------------------
Верно, желательное поведение можно довести до такой степени автоматизации, что сама ситуация, в том числе и собственные эмоции собаки, будет служить сигналом к нужным действиям, равносильным Вашей команде. Так и с тем доберманом, о котором я рассказала: в крайнем случае он мог бы при появлении кошки сам подходить к хозяину и садиться у его ноги. Такая автоматизация не может быть постоянной основой поведения, но для некоторых особо острых ситуаций, в которых Вы боитесь не совладать с собакой, подходит прекрасно. Это примерно то же, что шунтирование в электротехнике. Полностью подавить активность собаки либо не требуется, либо не представляется возможным, но направить ее в другое русло просто необходимо. Вот мы и придумываем разного рода обходные маневры.
Заместительное поведение оправдывает себя и во многих других случаях. Например, при отказе собаки подходить к хозяину на подзыв мне случалось с успехом вырабатывать заместительные навыки - скажем, обучать выполнению команды “Место”. И собака, боявшаяся подойти к хозяину, который не раз наказывал ее при этом, охотно и без всякого протеста усаживалась возле брошенной на землю сумочки, где ее и настигал хозяин. В том случае, о котором я сейчас вспомнила, этот прием положил конец многочасовым (я не преувеличиваю) погоням за собакой.
В громадном же большинстве случаев собака, которой внушены правильные принципы поведения, общие правила выбора нужных Вам действий, начинает сама строить общие стратегии, зависящие от ситуации. В этом и состоит цель ситуативного обучения. И здесь на помощь нам приходит то, что бихевиористы называют вторичным научением, а в быту мы говорим об этом как о выдумке и изобретательности.

Добавлено (02.02.2009, 19:05)
---------------------------------------------
Идея проста до тривиальности. Научив собаку тем или иным стандартным программам действий, мы перестаем хвалить ее за то, что она уже хорошо разучила. И если Ваш питомец уже вошел во вкус работы ради Вас, то он призадумается: чем же заслужить Вашу похвалу? Тут-то собака и предлагает Вам на выбор целый набор разных вариантов действий, а Вам остается только выбрать из них и закрепить поощрениями те, которые нравятся Вам больше других.
Признаться ли Вам, какой момент в моей работе всегда становится для меня драгоценной наградой за все усилия и труды? К счастью, это происходит почти всегда: рано или поздно собака вдруг начинает сама показывать человеку лучшее, на что способна.
Так наш воспитанник-бультерьер выражал благодарность моему сыну за то, что тот догадался лишний раз вывести его на улицу, - он аккуратненько прошел по буму, на который до тех пор идти не хотел. Это и есть одно из проявлений вторичного научения - инициативы и желания работать, которые некоторые дрессировщики-практики называют заинтересованностью собаки в работе. А достигается это только при условии, что работа с собакой строится не на насилии, а на использовании ее собственных мотиваций. И залог успеха - в правильных и добрых отношениях хозяина и собаки.

Добавлено (02.02.2009, 19:06)
---------------------------------------------
Собаке, освоившей вторичное научение, Вы сможете довериться в любой ситуации, хоть сколько-нибудь похожей на ранее известные ей. А потом, по мере дальнейшего развития, она изобретет и совсем неожиданные формы поведения - для тех случаев, с которыми раньше не сталкивалась. Многие собаки демонстрировали, в частности, даже способность различать не жесты и конкретные действия постороннего, но и его истинные намерения, вплоть до определения степени агрессивности человека. Поверьте мне, в нашей жизни, щедрой на сюрпризы, такое качество очень полезно. Не стану перечислять всех тех обстоятельств, при которых можно оказаться не в состоянии командовать собакой, - Вы и сами хорошо их себе представляете.
Однако один известный мне случай я не могу не рассказать. Пожилому мужчине, гулявшему в сквере с овчаркой, стало плохо - инфаркт. Собака, прекрасно обученная охране хозяина, не подпустила к нему врачей “Скорой помощи”. Человек, столь любимый собакой, умер из-за ее “неправильной” любви. Может ли быть хуже?
С собакой, умеющей правильно понять ситуацию, такого случиться не могло.

Пока Всё!!!! У кого будет время почитать, обсудить....хорошо.
http://welcome-corso.ucoz.ru/sml/flower.gif

Добавлено (03.02.2009, 03:19)
---------------------------------------------
Книги Н.Д Криволапчук мне понравились, легко читать...и интересно.
Они продаются или в книжных магазинах или в интернете.
Доступно, по доброму и понятно всё.

http://welcome-corso.ucoz.ru/sml/book.gif

8

1Ориентация на добычу действует на охоте и при поиске добычи. Собаки, которые охотятся и пытаются разодрать свои игрушки (или предметы одежды, подушки и т.п.), носятся за всем, что движется, воруют пищу, гоняют котов и дерут игрушки или других животных, вероятно имеют высокую стимуляцию добычей.

2Ориентация на стаю действует в отношениях с людьми или другими собаками. Собаке, ориентированной на стаю, постоянно не хватает людей, она лает или воет, будучи оставленной одна, любит, любит, когда с ней играют и гладят ее, обожает причесывание и тримминг, обожает голос своего хозяина.

3Ориентация на драки - защитная и показывает степень уверенности собаки в себе в стрессовых ситуациях. Собака, у которой присутствует тяга к обороне и дракам, всегда упряма, ходит высоко задрав голову, охраняет свою территорию и семью, может охранять свои игрушки и еду, ласки и уход только терпит, но не любит эти процедуры, зато обожает играть в перетягивание и всегда готова подраться.

4Бегство - это тоже защитная реакция, показывающая, что собака не уверена в себе. Такая собака чувствует себя очень неуверенно в новых условиях и может прятаться за владельца, боится оказаться далеко от хозяина, наказанная, подползает на пузе, а будучи загнанной в угол, может укусить.

у меня 3 а у вас? :dontknow:

Отредактировано dmkon08 (06-12-2009 23:49)

9

svetik1707 написал(а):

По ходу дрессировочных занятий вырабатывается необходимейшая для жизни способность – приводить в систему собственные желания и нежелания, приписывая им те приоритеты, которые оптимальным образом соответствуют требованиям жизни. Если хотите, можно называть это самодисциплиной, и это уже станет основополагающим и более чем желательным свойством характера. Но фундаментом для любой дисциплины и силы воли является все же состояние нервной системы, как сиюминутное, так и долговременное.

мне очень понравилась данная фраза о дрессировке...

dmkon08
вы перечислили качества Василия...
я покопаюсь еще раз в статье, как будет время.. и посмотрю, что у нас, но одно уже есть
из вашего ...
Ориентация на драки - защитная и показывает степень уверенности собаки в себе в стрессовых ситуациях. Собака, у которой присутствует тяга к обороне и дракам, всегда упряма, ходит высоко задрав голову, охраняет свою территорию и семью, может охранять свои игрушки и еду, ласки и уход только терпит, но не любит эти процедуры, зато обожает играть в перетягивание и всегда готова подраться.
---- но вот ласки НЕ терпит, а Любит, когда ее наглааааааживают ))))

10

“Умеет ли ваша собака улыбаться?”
http://s2.postimage.org/Y2VsJ.jpg
Спросите об этом хозяина любой домашней, не сторожевой собаки, и он скорее всего ответит: “Да!”

Любой специалист по собачьей психологии расскажет вам, что если собаки и умеют улыбаться, то подобные эмоции они показывают при помощи хвоста. Что же касается собачьей мимики, которая подчас напоминает нам улыбку, у собак она не отражает того же самого душевного состояния, что у людей.

Так умеют ли на самом деле улыбаться наши питомцы, и для чего они это делают?

В дикой природе у волков выражение морды наподобие улыбки используется для того, чтобы показать нервозность или свое подчинение более старшему по иерархии. Но эта улыбка больше напоминает оскал, собаки же улыбаются совершенно обезоруживающе, совсем как люди.

У собак, вследствие их стайности, очень развита способность к подражанию. Собака станет копировать поведение “вожака стаи”, которым вы для нее и являетесь. Поэтому со временем собака учиться улыбаться вам – если вы достаточно часто улыбаетесь ей. Кстати, хорошим подверждением этого факта является то, что собаки умеют не только улыбаться, а имитировать и другие человеческие движения и жесты – например, собаки крупных пород, живущие в доме, часто  умеют садиться на диван или кресло почти в человеческой манере, также собаки могут совершенно по-человечьи обнять своего хозяина за плечо и тому подобное.

Жизнь домашней собаки приучает ее к поведению, принятому в ее "домашней стае". Большинство благовоспитанных собак отучены выражать радость по-собачьи (прыгать, визжать), поэтому им ничего не остается, как перенять наши привычки.

У некоторых собак сложение губ, морды и мимических линий на ней способствует тому, что улыбку их хозяева видят довольно четко. Самыми улыбчивыми считаются мастифы, самоеды, золотистые ретриверы, йоркширские терьеры, корги и далматинцы. Улыбки у других пород видны не так явно, однако при желании собаку можно даже обучить улыбаться.

Вот замечательные фотки улыбающихся собак, которые не могут не вызвать у вас ответной улыбки!

http://s2.postimage.org/Y39qA.jpg http://s2.postimage.org/Y3epS.jpg http://s4.postimage.org/z5JJ.jpg
http://s4.postimage.org/yiQS.jpg http://s4.postimage.org/yvjA.jpg http://s2.postimage.org/Y3oor.jpg
http://s2.postimage.org/Y3tnJ.jpg http://s4.postimage.org/yFi9.jpg http://s4.postimage.org/yHNi.jpg

11

Очень понравилось видео.  :cool:   рекомендую.
Инструктор дрессировщик Bart Bellon .
Он готовит собак и на ЗКС. Приезжает в Москву, дает семинары.
Кто-то может скажет , что корсы более медленные, но Голди у нас носится с не меньшей скоростью)))
Как все четко отработано и собака веселая и довольная.
Знаю, что Bart Bellon практикует занятия с Эл. ошейниками. Занятия -но не использует их на соревнованиях.
Имеет многочисленные победы по спортивным соревнованиям.
Прочитала о нем, что она использует ЭО только для уже отработанных команд и
только с положительным подкреплением,(еда и мячики) и на минимальных частотах,
одевая приговаривая"ура, сейчас будем заниматься".
Видно ,что собака на видео просто ну очень довольная и так и ждет команды.
Лично я вижу, что собаке очень нравиться то чем она занимается.)))

http://www.youtube.com/watch?v=odYv1nMD … re=related

12

Решила кое что добавить, может некоторым будет интересно...
Ведь во всем главное верный подход.
Выкладываю для информации и ознакомления))

Bart Bellon практикует занятия

http://s004.radikal.ru/i206/1003/1c/c66f710ec115.jpg

Барт Беллон, 1960 г.р., бельгиец по национальности, родился и вырос в Африке. Территория дома, где жила семья Барта охранялась собаками со всех сторон, Барт был единственным из всей семьи, кто собаками интересовался: он все время пытался научить их каким-то цирковым трюкам. Когда Барту было 14 лет, он переехал жить в Бельгию. Живший по соседству фермер увлекался бельгийским рингом, и сумел увлечь им Барта: в клубе как раз искали молодого, здорового фигуранта, неопытного, и потому бесстрашного и не задающего лишних вопросов. Так Барт Беллон начал заниматься спортом с собаками. Сначала он совсем не хотел выступать сам в качестве проводника, начал только в 1986-87 году, хотя фигурантом был с 1974. В 1992 году Барт Беллон становится Чемпионом Бельгии по бельгийскому рингу с помесью малинуа и немецкой овчарки. В 2002 году Барт получил этот титул во второй раз, со своим малинуа по кличке Цодт.

В настоящее время Барт Беллон является одним из самых популярных дрессировщиков, он постоянно проводит семинары в Европе и Америке, за советом к нему едут люди за многие километры.

Базой для методик, используемых Бартом в дрессировке, является следующее.

Барт Беллон:

      Очень важно, чтобы собака работала с желанием, само развитие упражнения должно доставлять ей радость.
Подготовка собаки к выполнению определенного упражнения также очень важна. Базовой дрессировкой для меня являются технические упражнения (лежать-сидеть-стоять) с выдержкой, также собака должна подбегать ко мне по команде и двигаться со мной рядом. Это базовые элементы, которые необходимы мне для дальнейшей работы. Следующим, очень важным компонентом моей методики является наличие у собаки добычного инстинкта и его уровень. Собака должна проявлять инстинкт на на движущуюся, так и на неподвижную, «мертвую» добычу. После того, как у щенка поменяются зубы, я смотрю, насколько охотно он преследует движущийся мотивационный объект, насколько охотно он бежит к неподвижному объекту (брошенному заранее мячу). Большой спорт во многом базируется на мотивации на неподвижную добычу, например высыл вперед на послушании или обыск укрытий на защите, где фигурант стоит в укрытии абсолютно неподвижно, а собака должна его активно и энергично длительное время облаивать..

      Каждый день я делаю технические упражнения, обязательно используя при этом положительное подкрепление, потом постепенно ввожу и отрицательное подкрепление: собака должна понимать не только что такое «молодец, правильно», но и что такое «нет, неправильно». Я не просто игнорирую неправильное поведение, я принимаю меры для его исправления в правильное, однако собака должна точно знать, что я от нее требую.

      С самого начала мои собаки носят обычный ошейник и ЭО(электронный ошейник). Каждый раз, когда я их надеваю на собаку, она получает либо корм, либо мячик. И только когда у собаки с ошейниками возникает положительная ассоциация, я начинаю ее дрессировать.

      Система дрессировки, которую я применяю на сегодняшний день, базируется на классической системе «кнута и пряника», однако в ней бОльшую роль играет негативный элемент, чем позитивный. Например, я делаю минимальное воздействие на собаку, которое собака убирает, демонстрируя мне желаемое поведение. Это первая ступень поощрения. Потом можно применить и положительное подкрепление желаемого поведения с помощью мотивационного объекта (корма или мячика). Однако для меня ЭО – всего лишь вспомогательное средство, каким также является, например, и хлыст. С помощью вспомогательных средств я могу мотивировать собаку и делать ее активной. Хлыст является продолжением моей руки, а рукой я могу как погладить, поощрить собаку, так и наказать ее, или подправить.

видео работы собак в предыдущем посте выше.

13

Не знала -куда поместить))
Классный (собачий) Танец))) http://s15.radikal.ru/i188/0911/27/c7f0be31d393.gif

http://www.youtube.com/watch?v=xZNtiqK2 … re=channel

http://s15.radikal.ru/i188/0911/27/c7f0be31d393.gifhttp://s15.radikal.ru/i188/0911/27/c7f0be31d393.gifhttp://s15.radikal.ru/i188/0911/27/c7f0be31d393.gif

14

А я недавно на Энимал плэнет смотрела передачу - "Переводчик с собачьего с Цезарем Милано".
ТАК мне понравилось. Как он исправлял поведение собак - прям супер!!!! Может тоже кто-то что-то знает про него?!

15

вот интересно..

моя, мне кажется, уже, в общем  выбралась из своих страхов..

насчёт защитки нам сказали, что нам это не надо, что можно снова загнать её в стресс...

но в то же время сказали,  что надо дать ей понять, что в некоторых случаях она сама может заставить себя бояться, и тогда она, мол, поймёт, что может и защищать и вас, а не только ока свою территорию.... как-то придать ей уверенности в себе, что ли..

а вот как? и что под этим подразумевалось?

просто некоторых людей она побаивается, и в критической ситуации , я не знаю, она,  мне кажется, убежит...
было тут как-то - у нас дом муниципальный, контингент разный, и раз тут алкаш один на меня полез, ну не с агрессией, а просто обниматься, а она -ничего, просто в сторону отступила..
мне это совсем не понравилось..

..

Отредактировано Cantando (07-12-2011 01:37)

16

Asuta написал(а):

А я недавно на Энимал плэнет смотрела передачу - "Переводчик с собачьего с Цезарем Милано".
ТАК мне понравилось. Как он исправлял поведение собак - прям супер!!!! Может тоже кто-то что-то знает про него?!

классный спец,но это не дрессура! он учит людей правильно вести себя с собаками,обьясняет как поставить себя ВОЖАКОМ. на ютубе есть все серии


Вы здесь » WELCOME, Cane Corso Italiano! » Дрессировка, психология и поведение » О дрессировке и зоопсихологии.